Выписка из ЕГРП
Важнейший документ, без которого не проводится ни она сделка с недвижимостью – это справка из кадастра. Ее начали выдавать в Росреестре после 2010 года. До указанного года кадастровые документы были необходимы лишь для получения информации. Все же в судебных органах такие выписки принимались для доказательства права собственности на имущество. Сейчас все споры, касающиеся объектов права, решаются путем предоставления сведений из единого государственного реестра недвижимости.
Возникновение кадастра
Новое правовое регулирование вопросов с имуществом между частными лицами и государством получило свое начало в 1998 г. На законодательном уровне практическое применение выписок из ЕГРП регламентировалось законом № 122, который прекратил свое действие в 2017 г. Несмотря на это ЕГРП не был ликвидирован. Ведомство было реорганизовано совместно с ГКН. В результате объединения был создан нынешний государственный реестр недвижимости.
Выписка из реестра прав также видоизменилась ввиду введения нового регламента. В 218-ФЗ прописаны порядок ведения реестра, учета имущества, правила оформления документов и другие моменты.
Что дает ЕГРП?
База сведений ЕГРП стала основой для создания базы ЕГРН. Параметры документа практически не изменились за исключением небольших моментов. Таким образом, выписка из ЕГРП предоставляет сведения, которые содержатся в реестре.
- Существует ли в настоящее время объект.
- Данные о владельце имущества. В открытом доступе указываются лишь ФИО. Для госорганов предоставляются полные сведения, закрытые для большинства граждан. При наличии нескольких правообладателей, перечисляется каждый из них.
- Данные о документах, подтверждающих право собственника. В данном разделе также имеется закрытая и открытая информация, отличающаяся объемом сведений.
- Часть документа с ограничениями и обременениями. Если соответствующими службами наложен арест, сведения будут отражены в выписке. Здесь же указывается ипотека, право аренды на имущество. Данная графа содержит реквизиты и наименование ведомства, по инициативе которого наложены ограничения, кроме того, срок их действия. Краткосрочная аренда от одного года, несовершеннолетние собственники также отмечаются в документе.
В каких случаях была необходима справка ЕГРП?
До вступления в силу нового закона, при совершении сделки купли-продажи сторонам была необходима справка как из ЕГРП, так и из ГКН. Получить эти документы было не так просто. Для этого требовалось убедить органы, что вы заинтересованная сторона, например продавец помещения.
Существовал еще такой момент: прежде чем подать документы на государственную регистрацию в ЕГРН, необходимо было поставить объект на кадастровый учет. Эти две процедуры совершались разными государственными ведомствами, при этом каждое действие длилось в течение трех недель.
Существовавшая система была несовершенна. Нередко случались недобросовестные эпизоды, когда покупатель был обманут. Выяснялось, что купленная им квартира уже принадлежала другому собственнику, который зарегистрировал имущество пару дней назад.
При всей этой ситуации продавец не подделывал документы, он предоставлял официальные справки, полученные в уполномоченных органах. Однако в течение месяца, когда осуществлялась процедура постановки на учет и регистрации, он успевал несколько раз продать один и тот же объект права разным лицам.
Подобные казусы системы были учтены. Правительством разработана и внедрена с 2017 г. новая системы. Два ведомства объединили, сроки постановки на учет и регистрации прав сократили до минимума. Сейчас при электронной подаче документов срок регистрации составляет 5 дней.